Григорий Явлинский
политик, основатель партии «Яблоко»


Путин обратился к Федеральному собранию. Люди хотят перемен, сказал президент. И предложил внести изменения в Конституцию. Чтобы никакие международные суды, никакое международное право больше уже не мешали построению изолированного авторитарного (то есть суверенного в представлении Путина) государства. Чтобы Госдума (в том виде, в котором она есть) утверждала правительство, которое президент в любой момент сможет отправить в отставку. Чтобы суд выглядел независимым от всех и всего, кроме президента. Ну а под переменами, очевидно, понимается перемещение Медведева из правительства в Совет безопасности.


Обращение Путина ежегодное. Однако президент не только не попытался проанализировать то, что произошло в России за минувший год, но даже не упомянул знаковые для страны события. А в минувшем 2019 году таких событий было немало: повышение пенсионного возраста; задержание прямо в зале заседаний Совета федерации сенатора по обвинениям в создании преступного сообщества и организации убийства; арест одного из самых крупных на российском рынке инвесторов американца Майкла Калви (Baring Vostok) — как свидетельство нарастающего давления силовиков на бизнес; катастрофа «Суперджета» в Шереметьево и гибель 41 человека; дело журналиста Ивана Голунова — как самое нашумевшее из тысяч случаев, когда полицейские подбрасывали наркотики неудобным гражданам; беспомощность власти в борьбе с лесными пожарами и наводнениями в Сибири; гибель четырнадцати моряков-подводников при пожаре на батискафе атомной подводной лодки АС-12 «Лошарик»; взрыв в ходе испытаний ракеты с ядерной силовой установкой под Северодвинском и гибель пяти испытателей; использование ФСБ данных об амнистии капитала против бизнеса; убийство солдат сослуживцем в Забайкалье; принятие закона, согласно которому иностранным агентом может быть признан любой гражданин России; запрет на участие российских спортсменов под флагом России в международных соревнованиях, включая Олимпиады, из-за государственных манипуляций с допингом… А еще война на Донбассе, продолжающаяся военная кампания в Сирии и новая милитаристская авантюра в Ливии. 

Президент не сказал обо всем этом ни слова, не объяснил причины, не назвал ответственных, не сказал, что предполагается сделать, чтобы избежать подобного в будущем. Наоборот, принимая скоропостижную отставку кабинета министров, Путин похвалил правительство за работу. А ведь это не просто неприятные происшествия, которые случаются. Такие события, произошедшие в стране в течение одного года, свидетельствуют о том, что российская политическая и экономическая система становится все более опасной для граждан страны, утратила эффективность и критически отстает от мирового уровня. 

Предложенные изменения Конституции не имеют ничего общего с этой главной российской проблемой и никак не улучшат жизнь в стране. Введение в Основной закон Госсовета и перераспределение полномочий между президентом и парламентом направлено на решение совсем другой задачи — обеспечение формального транзита власти без реальных изменений. Это «сдержки и противовесы», которые не ведут к реальному разделению властей, а создают возможности для верхушечных манипуляций. Механизм отстранения судей Верховного и Конституционного судов, а также внесение специального положения о том, что международное законодательство, соответствующие договоры и обязательства нам не указ, закрепляют уже существующие черты авторитарной самоизолирующей системы Путина — как раз то, что привело к кризису и крайней неэффективности действующей системы. 

Некое «голосование граждан страны» за предложенные Путиным в послании поправки — это еще одна манипуляция, которая даст возможность безапелляционно ссылаться «на волю народа» без проведения настоящего конституционного референдума. Более того, как объяснил пресс-секретарь президента, «речь не может идти о референдуме и фактически даже не подразумевает какого-либо принятия путем голосования». То есть по сути это еще один плебисцит за Путина, за его персональную легитимацию. 

В послании Федеральному собранию «острейшей проблемой» были названы «низкие доходы значительной части граждан», но при этом не было предложено системных мер решения проблемы. Раздача денег в виде увеличения материнского капитала, выдачи его основной части при рождении первого ребенка и расширения срока действия пособий для малоимущих семей — это лишь популистская попытка сгладить негативный эффект от «пенсионной реформы», но не компенсация потерь, понесенных людьми. Тем более что демографические проблемы России вызваны не только объективными долговременными факторами и падением реальных доходов за последние пять лет. С большой вероятностью ключевым фактором в снижении рождаемости стало чувство потери будущего, непонимание перспектив, неуверенность в завтрашнем дне, ощущение незащищенности в собственной стране, отсутствие свободы и справедливости. И в том, что проблемы эти системного характера, сомнений нет.




Чтобы понять это, достаточно посмотреть, как выполняются задачи, обозначенные ранее, что было сделано и не сделано властью за последние десятилетия, как Путин справляется с целями, которые сам перед собой ставит. 

Более 11 лет назад, в ноябре 2008 года Путин утвердил «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года», известную как «Стратегия-2020». Над разработкой программы в течение нескольких лет трудилась 21 рабочая группа1. В состав групп вошли свыше тысячи экспертов, еще 400 экспертов участвовали в работе в регионах. За разработку программы десятки специалистов получили ордена, медали и высочайшие благодарности2. В марте 2012 года авторы представили итоговый доклад на более чем 800 страницах, предполагавший переход России к 2020 году на постиндустриальную модель развития и рост ВВП минимум на 5% в год. 

К 2020 году все оказалось полностью проваленным. Еще раз подтвердилось, что Путин и его правительства неспособны не только видеть и строить будущее России, но даже просчитывать относительно краткосрочную перспективу. Расхождения между обещаниями и реальностью поразительные. За 11 лет: 

российский ВВП вырос не на 65%, как предполагала «Стратегия-2020», а только на 5,8%; 
реальные располагаемые доходы населения не выросли на запланированные 70%, а сократились на 5%; 
Россия так и не вошла в пятерку стран-лидеров по объему ВВП (по паритету покупательной способности), как это было заявлено; 
уровень бедности, который намечали сократить с 13,4% до 6-7%, остался на прежнем уровне; 
доля среднего класса не выросла до половины населения, как планировалось, а составляет лишь 38% (при этом Росстат вычисляет «средний класс» в России просто по размеру средних зарплат); 
расходы на развитие человеческого потенциала не выросли до 11,7% ВВП (на здравоохранение до 5-5,5%, на образование до 5-6%), как было заложено в программе; вместо этого на ближайшие три года расходы на развитие образования запланированы в среднем на уровне 3,7% ВВП, на здравоохранение — 2,9%; 
в стране не создано и не модернизировано 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, как обещали авторы «Стратегии-2020», зато на исходе 2019 года президент жалуется, что к 2030 году дефицит квалифицированных кадров в стране может достичь 3 млн человек. 
Неудивительно, что почти половина россиян, согласно соцопросам («Левада-центр»), считают, что в прошедшем году они стали жить хуже; 43% опрошенных заявили, что их уровень жизни стал ниже; 46% считают, что работа больниц и поликлиник стала хуже; 24% недовольны работой полиции и правоохранительных органов, а 49% респондентов полагают, что за 2019 год состояние окружающей среды в России ухудшилось.

Значимым итогом десятилетия стали вспыхнувшие прошлым летом в Москве массовые и совершенно оправданные мирные уличные протесты. Двадцать пять лет российские власти занимаются фальсификациями выборов всех уровней. Фальсификации были реальной кремлевской «стратегией-1996», «стратегией-2000», «стратегией-2012», «стратегией-2018». В 2019 году тех, кто возмутился манипуляциями на выборах, решили запугать. Суды по команде сверху отправили 18 человек, не совершивших никакого преступления, в тюрьму — кого на год, кого на два, а кого и на четыре года (см. «Правота протеста», сентябрь 2019). 

К серьезным провалам последних десяти лет относится и политика России в области стратегической безопасности. Произошел практически полный распад глобальной системы контроля за ядерными вооружениями. В 2019 году был денонсирован Договор о ракетах средней и малой дальности (ДРСМД). Ничего не предпринимается для заключения нового Договора о стратегических наступательных вооружениях (срок действия СНВ-3 истекает в 2021 году). Ответственность за это несут как Россия, так и Соединенные Штаты. Но для российской экономики развернувшаяся гонка вооружений становится губительной. Гонка вооружений 30 лет назад уже уничтожила нашу страну. Однако вместо того чтобы строить политику на предотвращении войны, в Кремле к войне готовятся и ничего по существу не предпринимают для стратегической безопасности страны (см. «Опасность войны», декабрь 2019). 

Война на Донбассе, аннексия Крыма, бесконечная конфронтация с Украиной, превращение страны в мишень для санкций, потеря международной репутации, коррупция на всех уровнях власти, тотальная ложь, разжигание ненависти — все это прямые результаты политики Кремля последних лет. Все это продолжится и в наступившем году. 

К третьему десятилетию ХХI века в России установилась отсталая и неэффективная авторитарная система власти. В этой системе не уважают людей, в ней отсутствует представление о будущем, нет здесь и нравственных и ценностных ориентиров. Такая система неспособна ответить на вызовы современного мира, обеспечить сохранение и развитие страны в наступающей эпохе (см. «Зрелость авторитаризма», сентябрь 2019). И этого не скрыть ни празднованием 75-летия великой Победы, ни псевдоуспехами в гибридных войнах, ни запугиванием людей, ни обещаниями в ежегодных посланиях, ни игрой в показательную отставку правительства.

В своем послании 15 января 2020 года Путин, по сути, предложил не только сохранить эту систему, но и сделать ее еще более авторитарной, более закрытой и окончательно неэффективной. В этом главный смысл послания Федеральному собранию и итог минувших двух десятилетий Путина.

Komentarai