Как мы купили яхту в Швеции за 2000 долларов

2018 liepa

В январе этого года мы задумали купить яхту, и уже в конце мая начали свое трехмесячное путешествие на ней из Швеции в Финляндию и далее к себе домой – в Россию. 


Здесь мы расскажем о процессе этой покупки. На самом деле оказалось, что все до безобразия просто. Возможно, это будет несколько частей: сначала напишем про выбор лодки и процесс ее приобретения; затем про нашу поездку в Швецию, оформление договора и знакомство с лодкой. Потом про ее подготовку к путешествию и спуск на воду, а затем про практику хождения на ней и быта.

Яхтенная стоянка в Швеции

Итак, что обычно делает русский лодочник, когда он решает купить старую дешевую яхту? Он начинает искать ее на шведских сайтах объявлений! Просто там, действительно, население очень активно увлекается лодками и парусным спортом, в связи с чем сейчас образовалось огромное количество старых лодок, на которых люди почти уже не ходят, предпочитая более современные суда. Эти старые лодки можно сравнить с нашим советским автопромом – они дешевы, большой популярностью в стране уже не пользуются, поэтому желающие их могут крайне легко приобрести. Но несмотря на годы, они надежны, крепки и вполне могут послужить верой и правдой еще много лет. 

Яхтенная стоянка в Швеции

Кроме того Швеция находится недалеко от России, туда очень легко и дешево можно попасть, в отличие от того же США или стран Средиземноморья, где также развит яхтенный рынок. Кроме шенгенской визы ничего не нужно, а виза эта выдается без каких-либо проблем. Поэтому мы и остановились именно на Швеции.

Также надо добавить, что для последующего хождения на лодке в Швеции не нужны ни шкиперские права, ни какие-нибудь другие. То есть мы можем купить лодку и спокойно пойти на ней в Россию для последующей растаможки. Что касается России лодку тут уже надо будет регистрировать, и права на судовождение понадобятся, но это уже будет совсем другая история. 

Яхтенная стоянка в Швеции

Итак, после того как мы решили, что нам нужна яхта вместо тримарана, на котором мы ходили ранее, дело оставалось только за тем, чтобы понять, как именно эту лодку там покупать с чисто технической точки зрения. По-английски и тем более по-шведски мы не говорим и совершенно не ясно, как вообще связываться с продавцами. 

Мы начали общаться с яхтсменами на различных форумах и в чатиках и почти сразу нам посоветовали проверенного посредника – специального человека, который давно уже живет в Стокгольме, но сам русский. Он – увлеченный лодочник и специализируется на решении именно этих вопросов. Зовут этого человека Макс. Ну, и за небольшую плату он поможет купить вам хоть черта в ступе: сам все посмотрит, поторгуется, уплатит деньги и оформит все необходимые бумажки. 

Разумеется, что предложение связаться с неизвестно кем, отправить ему кучу бабок и ждать результата – напряжет любого. Но Макс – человек, живущий за счет своей репутации. Он широко известен в околояхтенных кругах и пользуется большим доверием всего сообщества. Предоставляя свои услуги, он способствует приобретению огромного количества катеров и яхт. Поэтому и у нас быстро пропали всякие сомнения, когда мы нашли множество упоминаний этого человека. Забегая вперед скажем, что это доверие себя полностью оправдало – Макс нам очень помог и мы в будущем без малейших колебаний можем его рекомендовать кому угодно. Связываются с Максом все по скайпу, но его ник я вам не скажу. Также общались и мы. 

Макс подписывает договор купли-продажи яхты

Далее начался постоянный мониторинг "Блокета", их аналога нашего "Авито" (скорее, наоборот, авито слизан с блокета, но всем пофиг). Именно через этот сайт осуществляется подавляющее большинство покупок. Я постоянно смотрел разные лодки, но что-то оказывалось слишком дорогим, а что-то невыгодно расположенным. Однако появился и наш вариант. Именно то, что я хотел. Классическая лодка, длинный киль. Полное отсутствие всяких наворотов, повышающих цену. 10000 шведских крон за IF-boat (Интернейшенл Фолькбот) 1972 года постройки. Ну, это как бы стеклопластиковый Фолькбот – его переосмысление из 60х годов. Я тут же загорелся и дал Максу отмашку. 

Лодка находилась в городе Гетеборге. Макс съездил туда из Стокгольма за отдельную плату, осмотрел ее, сторговался на 8 000 крон (около 1000 долларов) против изначальных 10 000. В процессе осмотра он сразу же присылал нам фотографии лодки и выявленных косяков. В основном это была ободравшаяся в некоторых местах краска и небольшие сколы на рундуках и прочих углах, но в целом совершенно ничего критичного, чего нельзя было бы закрасить или замазать. Опять же забегая вперед скажу, что Макс не скрыл никаких проблем лодки; ничего, что он не показал бы на фото, впоследствии в реальности мы не обнаружили. То есть все косячные места он сразу нашел, и показал на фото.

Яхтенная стоянка в Швеции

В итоге мы все утвердили, и Макс купил ее, оформив на себя, и заплатив за лодку свои собственные деньги, чтобы затем переоформить на нас, когда мы приедем в Швецию. Мы ранее перевели ему частичную предоплату за его услуги, но эта предоплата цену судна совершенно не покрывала. 

В целом получилось, что стоимость яхты для нас составила 1000 долларов, плюс та же 1000 долларов была заплачена Максу за все его посреднические услуги, с учетом его поездки в Гетеборг и т.п. То есть мы потратили на данный момент на приобретение лодки всего 2 000 долларов. 

Яхтенная стоянка в Швеции

Тут надо сказать, что процесс покупки яхт в Швеции крайне прост. Лодки до 12 метров там не регистрируются в принципе. То есть составляется простой договор купли-продажи и подписывается сторонами. Никакие нотариусы тоже не нужны. Люди просто заполняют типовой бланк, подписывают его, передают деньги и вуаля – лодка сменила хозяина. 

Мы впоследствии спрашивали Макса – как так? Как вообще хозяин доказывает потом, что он в принципе владеет лодкой. Оказалось, что роль привычного нам регистратора отчасти играет страховая компания. Страховка лодок в Швеции по закону не обязательна, но все равно большинство яхтсменов предпочитает обезопаситься и заключить договор страхования. Кроме того этот договор почти всегда требуют яхт-клубы, чтоб ставить лодки туда на стоянки; страховка нужна, чтобы ходить по некоторым каналам. 


В итоге страховая своим договором как бы дополнительно подтверждает, что вы действительно - владелец лодки. Есть даже такая интересная практика: если у яхты отсутствует серийный номер, например, потому что это самострой, то страховщик выдает специальные наклеечки и хозяин клеит их в тайных местах. Если лодку украдут, владелец докажет принадлежность яхты тем, что укажет – где именно находятся эти наклейки. Но в целом все это совершенно необязательные телодвижения.

Итак, Макс приобрел выбранную яхту для нас, доплатив свои деньги, а мы в течение последующих месяцев зарабатывали и выплачивали ему остаток суммы, подлежащей оплате, а также морально готовились к поездке.

В марте или апреле Макс написал мне и предупредил, что администрация марины, в которой хранится лодка, уведомила его о том, что к концу мая она должна быть сброшена на воду. Договорились на 31е число, и это означало, что за пару дней до этого мы должны оказаться там, чтобы подготовиться. Этим мы и занялись.

Наша лодка стоит в гетеборгских шхерах

Что за яхту мы купили в Швеции за 2000$ (плюс кучу добра к ней)

Ну, стало быть, пару недель назад мы купили в Швеции яхту и теперь не спеша идем на ней в Россию. Про процесс покупки мы писали здесь, а сейчас расскажем про саму яхту: технические характеристики, наши впечатления и т.п.

Итак, после недолгого выбора нам попалось на Блокете очень дешевое объявление, а в объявлении – прямо все именно так, как мы любим: старая классическая тяжелая лодка, без всяких наворотов. Длинный киль, низкий профиль, кокпит в метре от транца сразу после большого ахтерпика. Без крутого интерьера, без занавесочек и подушек, бесполезно повышающих цену. На фотографиях из объявлений не было видно даже дверей шкафчиков. Только обвисшая обивка и голые рундуки.

Я уже писал прежде, что яхту мы покупали не самостоятельно, а при помощи специального человека. Повторю это еще раз: есть в Швеции такой мужик, Макс. Он широко известен в кругах балтийских лодочников тем, что помогает страждущим приобретать дешевые лодки в Швеции. Сам русский, но при этом – полноправный член местного общества. Осматривает, торгуется, оформляет документы, сопровождает, решает проблемы. Связываются с Максом все по скайпу - maxmara1969. Также общались и мы. Или по почте max3091@hotmail.com.

Ну так вот, я отвлекся. Когда я прислал Максу ссылку на объявление и потребовал пробить это дело, то тот первым делом вопросил: «Ты что? Это очень маленькая лодка! Как вы там поместитесь, да еще и с двумя собаками!?». Я в ответ прислал ему несколько фоток нашего тримарана, и Макс понял, что на самом деле является лодкой с маленькой каютой, после этого он принялся за работу. 

Через несколько дней яхта была приобретена за 9000 шведских крон (63000 рублей). В конце мая мы приехали за ней в Гетеборг. Включая возмещение всех издержек самого Макса, мы затратили на покупку в общей сложности 120000 рублей. И что же мы получили в итоге? О чем я тут сейчас рассказываю?

IF-boat, 7.87 метра (26 футов), осадка – 1.2 метра. Аббревиатура IF, на самом деле, обозначает “International Folkboat”, то есть это потомок культового деревянного Фолькбота, который был переосмыслен в 60е годы и воплощен в стеклопластике. И это, на мой полярно-туристический взгляд, очень правильная лодка. Она имеет не очень большую осадку, и при этом она очень низкая. Это, конечно, немного понижает комфорт. Однако, людям, прошедшим через разные самопальные лодки, через байдарки и надувные парусные катамараны – на это просто глубоко плевать. Нам такая яхта уже на картинках начала казаться плавучим дворцом.



Так она выглядела на старых рекламных картинках

Как я упоминал выше, у яхты длинный киль. Длинный киль, это когда он выполнен заодно с корпусом лодки и идет по всей его длине, скажем так. Обводы таких корпусов очень старомодны. В силу чисто физических причин они имеют большее сопротивление, чем корпуса с плавниковыми килями – теми которые крепятся к корпусу на болтах. Но вместе с тем, длиннокилевая яхта гораздо более надежна. Да, она не поставит рекорд скорости. Но зато ее днище никогда и не даст течи, так как там просто нет никаких соединений. Такой киль невозможно оторвать – это просто продолжение днища. Такой корпус совершенно не страдает от слемминга (не шлепает днищем по воде на встречных или попутных волнах) просто в силу того, что имеет глубочайшую и острейшую V-образность и способен плавно разрезать воду по всей свой длине. 

Также я говорил, что эта яхта относится к «тяжелым». А тяжелая яхта имеет отношение балласта к водоизмещению более 50%. И на ИФе такое соотношение составляет 58%, то есть при водоизмещении в 2150 кг, вес балласта составляет 1247 кг. Все остальное – это вес самой лодки и груза, который она везет. Чем, по моему мнению хорош тяжелый балласт? Все тем же – плавностью хода. В придачу к «глубокому вэ» мы получаем еще и огромную инерцию, которая исключает любые резкие удары и рывки. 

И еще немаловажный момент. Лодка изготовлена в 1972 году, а это значит, что там и в помине нет никаких сендвичей и других современных фишек. Только монолитный стеклопластиковый ламинат в палец толщиной, только хардкор! В общем, судя по всему, это должна быть практически вечная, неубиваемая, надежная и безопасная лодка. Да-да, низкие технологии, никакой экономии на весе и материале. Все именно так, как мы любим!

Так она выглядела на старых рекламных картинках изнутри

Но все вышеописанное является лишь ожиданием. И вот реальность. Грязная обшарпанная лодка стоит на подпорках среди стоянки. В первый момент она имела весьма удручающий вид. Гелькоут на бортах идеальный, все как на фотографиях Макса. Но краска с какими-то разводами, необрастайка на днище с проплешинами. А все, что выше бортов – палуба, каюта, люки, и прочее – вообще выглядят совершенно отстойно. Трещины, застарелые сколы, грязь, пыль, тлен. Серые и местами поломанные деревяшки. Внутри каюты пустота. Иллюминаторы от времени все растрескались. Ну так а что же мы хотели за 60 тысяч? Вот, получите и распишитесь. В тот вечер мы даже как-то приуныли.

Такой мы увидели лодку в реальности в первый раз

Но лодку надо было готовить к сбросу на воду. Мы привезли с собой кое-какие материалы и инструмент. Множество средств по уходу я так же нашел здесь же, в рундуках. Работа закипела. Уже на следующий день я склеил сломанный румпель, пропитал все дерево специальной пропиткой. Я починил люки и подкрасил проплешины прилагавшейся к лодке краской. Всякие грязные разводы на поверку оказались просто пылью, которую мы успешно счистили щеткой. Подготовительные работы продолжались, и по прошествии еще одного дня, наши первые негативные впечатления начали сменяться настоящим восторгом! Яхта оживала на глазах, приобретая вид нормальной лодки, которая не пойдет ко дну, едва коснувшись воды. Она нравилась нам все больше и больше.


Наконец, мы отправились в гости к другу прежнего владельца (сам владелец уехал куда-то далеко и надолго), и тот отвел меня в кладовку своего дома, откуда мне надлежало забрать некие вещи. И тут оказывается, что к лодке прилагается просто огромная куча всякой всячины! Трудно даже перечислить, что там было – подвесной мотор, 5 парусов, дверцы тех самых шкафчиков, о которых я говорил, огромная куча разных дельных вещей, крепежа, красок, всяких примочек. Там были даже подушки! Там была целая куча кранцев! Дикое количество качественных яхтенных веревок, швартовых и каких-то шнурков! О да, полный фарш! Судя по всему, прежний владелец потихоньку ремонтировал яхту, да так и не закончил это дело. Когда мы привезли все это к лодке и начали прилаживать на свои места, то тогда она стала и вовсе прекрасной, аж глаз не оторвать. Мотор, к слову, Ямаха – почти что новый, только сильно сгоревший на солнце.

Лодка и все привезенное для нее

И настал тот день, когда к нашей яхте ровно в назначенное время подъехала специальная машина, таскающая лодки по стоянке. Она подхватила яхту и повезла ее к крану. Кран легко поднял нашу лодочку и опустил в воду. Орудуя отпорным крюком и мотором, заведшимся с трех рывков шмургалки, мы отошли к указанному нам бону и продолжили подготовку. Яхта только хорошела. А когда мы поставили с помощью специального крана мачту, и когда я снарядил поднял практически новые паруса – грот и геную, то нашему восторгу не было предела. В довершение я обработал все, до чего смог дотянуться специальной полиролью, и тогда гелькоут засиял как зеркало. За 2000 долларов мы получили прекрасную лодку.




Ну и под конец, находясь сейчас уже рядом с Мальмё, я подведу резюме. Каюта для двух человек и двух собак вполне обитаема. Места полно. Места для всяческих вещей – ну просто немеряно, влезает все, включая три старых убитых паруса, которые я везу на всякий случай, чтобы добро не пропадало. Ход под 4х-сильным четырех тактным мотором вполне нормальный: 8 км/ч, литр в час. Ход под парусами – это отвал башки! Яхта идет любыми разумными курсами. Мореходность? Ну, если сравнивать с нашим тримараном, то как у ледокола. Сидя в кокпите, едва не загребая воду уже потопчиной, идя под парусами с большим креном, разбрасывая пену, ты чувствуешь себя абсолютно уверенно и спокойно. ИФ, действительно, просто очень круто ходит под парусами.


Что еще сказать? Малая осадка. На ИФе при помощи карт и эхолота можно забраться в любую задницу. Метр-двадцать, ну сами понимаете. На нашем Севере, например, это практически любая река в полную воду. Ну и вообще - это просто замечательная лодка. Я очень благодарен Максу за то, что он помог ее нам купить. И пусть ИФ №1038 теперь называется Севпростор старший, или Sevprostor sr., мы пока точно не определились. Короче так. Мы довольны.

Komentarai