В предверии Морского салона в СПБ

Россия продолжает воплощать в жизнь агрессивные планы по возвращению к жизни своих вооружённых сил. Впрочем, в последней на сегодня программе Кремля по перевооружению отсутствуют несколько пунктов, в частности, два новейших надводных боевых корабля. Их строительство, анонсированное ранее, было сочтено слишком амбициозным для российской оборонной промышленности, а потому заморожено на неопределённый срок. 
Российские СМИ в этом месяце сообщили о продолжении модернизации армии страны, в частности о проектах, рассчитанных до 2025 года. Неизвестно, какую сумму Кремль запланировал потратить на них, но на предыдущую программу (с 2011 по 2020 годы) было выделено примерно 19 трлн рублей.
Многие эксперты и наблюдатели скептически относились к заявлениям Кремля о модернизации армии. Так, российские власти неоднократно урезали свои планы по закупке истребителей пятого поколения Т-50 и в итоге в прошлом году дошли до 12 истребителей, но даже если Москва и удвоит это число, она всё равно будет очень далека от того количества, которое надеялась поставить на вооружение к 2055 году.

Не удивляют изменения в тратах на надводные боевые корабли. В 2015 году российские СМИ сообщали, что многоцелевой тяжёлый авианосец «Шторм», «не имеющий аналогов в мире», обойдётся казне всего лишь в $5,6 млрд, при этом известно, что новые авианосцы типа «Джеральд Р. Форд» будут стоить более чем в два раза дороже. Информация об эсминцах проекта «Лидер» с самого начала была довольно скудна, но имеется информация, согласно которой ВМФ России получит на вооружение несколько универсальных патрульных кораблей арктической зоны ледового класса проекта 23 550.
С самого начала было непонятно, каким образом Россия собирается оплачивать оба эти дорогостоящих проекта, учитывая, что более приоритетными задачами для них были модернизация ядерной триады и авиации. К концу 2015 года имелись веские доказательства того, что Кремлю придётся свернуть эти проекты по причине экономического кризиса.
Оборонный бюджет сократится более чем на четверть, что, возможно, и обрекло упомянутые выше проекты по кораблестроению на заморозку. Однако за этим, возможно, скрывается более крупная проблема: в России просто нет работающих заводов и такого количества рабочей силы, чтобы поддержать эти проекты. Поэтому проект «Шторм» потребовал бы от бюджета страны куда больше денег и ресурсов, чем изначально входило в его стоимость.
Когда Индия заключила контракт с оборонной судоверфью «Севмаш» для глубокой модернизации тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», результат был просто катастрофический. На преобразование крейсера в авианосец «Викрамадитья» ушло почти 10 лет и более $2 млрд, в основном из-за того, что у судоверфи не было опыта работы с авианосцами. В этом свете неудивительно, что проектом многоцелевого тяжёлого авианосца «Шторм» занимался научный центр имени Крылова, у которого также нет опыта в проектировании и строительстве боевых кораблей подобного типа. Единственный в России тяжёлый авианесущий крейсер — «Адмирал Кузнецов» — с его печально известными паровыми котлами был построен ещё во времена Советского Союза. Кремль в настоящее время планирует модернизацию «Адмирала Кузнецова», которая обойдётся бюджету в $700 млн и надолго выведет корабль из строя.
Подобные трудности возникли, судя по новостям, и с претворением в жизнь проекта «Лидер». По информации питерская «Северная верфь» не занималась эсминцами с 1999 года, особенно учитывая «почти абсурдное» по своей величине водоизмещение эсминца — 17,5 тыс. тонн. Эта верфь более десятилетия занималась куда менее масштабными проектами.
В это же время Россия занимается модернизацией «Адмирала Нахимова», одного из трёх неактивных ныне атомных ракетных крейсеров. После того как корабль снова вернётся на службу во флот, на модернизацию отправится атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», и разные источники указывают различные сроки возвращения кораблей в строй.
К сожалению, наше судостроение в плохой форме. Всё будет зависеть от того, какая верфь займётся тем или иным проектом и как он будет профинансирован.
Кажется, что жизненно важное улучшение кораблестроительной инфраструктуры страны ещё не наступило. До тех пор России, скорее всего, придётся откладывать планы по строительству новых, крупных надводных кораблей, полагаясь вместо них на свой подводный флот и менее крупные прибрежные ракетные корабли.

Komentarai