СССР - вор. О чем не любят говорить адепты СССР, или воровство совка (список)

Известный немецкий проектировщик Эрнст Май приехал в СССР в 1930 году, чтобы строить новаторские города. По его плану себестоимость 1 кв. м в них была около 1000 руб. Нищий СССР смог выделить только 100 руб. за метр. В итоге немцы, исходя из такой суммы, решили возводить в советских городах при заводах бараки.

- советский автобус ЗИС-154 с 1946г выпускался по лицензии General Motors на автобус TDH-3610. Также по лицензии этой фирмы выпускался в СССР троллейбус МТБ-82Д и трамвай МТВ-82
- прототипом советского армейского трехцветного фонаря стал немецкий аналог Daimon-2213 модели 1939г
- советский бинокль Б8х30, что выпускался в СССР с 1947г, был копией немецкого бинокля Karl Zeiss Jena Deltrentis 8х30 модели 1920г
- пылесос Lewyt-40 с 1954г выпускался в СССР как "Москва"
- шведский фотоаппарат Hasselblad 1600F модели 1948г СССР с 1957г выпускал под маркой "Салют"
- немецкий турбореактивный двигатель Jumo-004 от истребителя Me.262 послужил основой для авиадвигателя НК-12 и НК-12МП стратегического бомбардировщика Ту-95, а также Ту-142, Ту-95МС и Ан-22




- танковый призменный перископический прибор кругового обзора МК-4 был скопирован с английского оригинала в 1943г (Прим.75*)
- советские танковые прицелы ТШ-15 и ТШ-16 являются точными копиями немецкого, времен 2МВ, танкового прицела TZF-12a (Прим.39*)
- в 1934г у итальянской фирмы "Ansaldo" была куплена техническая документация на крейсер типа "Raimondo Montecuccoli", который стал в СССР прототипом крейсеров типа "Киров", а также комплект механизмов и техдокументацию легкого крейсера типа "Eugenio di Savoia" (Прим.70*), эсминец типа "Mistrale" этой же фирмы стал в 1933г прообразом советских эсминцев проекта "7-й серии". Изготовлено 53 единицы (Прим.13*)
- у фирмы "Odero-Terni-Orlando" (Италия) была куплена лицензия на лидер "Ташкент", который стал в 1938-40гг основой для советских эсминцев проектов "20", "35", "48" (Прим.19* и 52*)
- с 1932г по лицензии итальянской фирмы "Силурифичио итальяно" (г.Фиуме) в СССР производились авиационные 18-ти дюймовые торпеды 45-36АН и 45-36АВА (Прим.51* и 59*)
- с 1937г воспроизводилась закупленная в Италии торпеда "тип 53-38" для установки на советские торпедные катера, взамен отечественной "типа 53-27к", снятой с производства из-за многочисленных дефектов (Прим.3*)
- первый советский карбюратор ЛКЗ-23 - копия зарубежного карбюратора "Solex" (Прим.71*)
- лицензия на чешскую пушку "Skoda" С-5 была приобретена СССР в марте 1935г (Прим.65*)
- 210мм пушка Бр-17 и 305-мм гаубица Бр-18 обр.1939г изготовлялись по лицензии чешской фирмы "Skoda", причем снаряды для Бр-18 так и остались исключительно чешского производства (Прим.54*)
- трактор СТЗ 15\30 - копия американского "McCormick Deering" образца 1927г (Прим.73*)
- трактор "Большевик" - копия английского трактора "Hoult" (Прим.61*)
- с 1924г ХТЗ производил для РККА гусеничный трактор "Коммунар" - упрощенную копию немецкого трактора "Hanomag" WD-50 и его вариацию - "Коминтерн" (Прим.64* и 61*)
- модель "Sixty" трактора "Caterpillar" с 1930г по 1937г выпускалась в СССР, как трактор С-60 "Сталинец-60" (Прим.56* и 61*)
- легковой автомобиль "Москвич"-401 - послевоенная копия немецкого "Opel Kadett K38 Saloon" образца 1938г (Прим.63*)
- американская амфибия "Ford-GPA" скопирована СССР в 1943г, а американский же плавающий грузовой автомобиль GMC DUKW 353 скопирован в конце ВОВ (Прим.61*)
- советский автомобиль ГАЗ-М1 ("эмка") - копия американского "Ford" V8-40 модели 1933г (Прим.61*)
- советский двигатель ГАЗ-11 - копия американского двигателя "Dodge" Д-5 "Экспорт" (Прим.60*)
- первые серийные советские фотоаппараты "ФЭД" появились в 1934г и являлись точной копией немецкого фотоаппарата "Leika II" (Прим.58*)
- правительственный ЗиС-110 - копия любимой Сталиным большой модели 1942г американского "Packard" (Прим.69*)
- ГАЗ-13 "Чайка" - это почти полная копия американского Packard Caribbean/Patrician с советским 5,5-литровым 195-сильным мотором V8 под капотом
- американский грузовик GМС-803 стал на ярославском автозаводе советским ЯГ-7 (Прим.49*)
- автобус ЛАЗ-695 скопирован в 1956г с западногерманского автобуса "Mangus" (Прим.44*)
- дизайн и компоновка агрегатов легкового автомобиля "Запорожец" ЗАЗ-966 скопированы с западногерманского NSU "Prinz"
- электрогенератор "Siemens" без всякой лицензии делали на заводе им. Лепсе (Прим.51*)
- в СССР был скопирован импортный (чей? - прим.ред) авиационный дымоаппарат Д-200 для постановки дымовых завес (Прим.51*)
- немецкий авиационный прицел "Герц" был в 1932г скопирован и выпускался в СССР под обозначением ОПБ-1, а прицел "Герц-Бойков" - как ОПБ-2 (Прим.51*)
- советский военный катер "тип КМ" - копия немецкого полицейского цельнометаллического катера, чертежи которого попали в СССР в 1930г с одной из верфей гамбургского судостроительного завода (Прим.47*)
- танкетка Т-27 - выпускаемый по лицензии английский "Carden-Loyd" Mk6
- английский танк "Vickers-шеститонный" был принят на вооружение РККА в 1931г под обозначением Т-26 (Прим.45* и 1*)
- немецкая "Фау" с 1945г производилась в СССР уже как советская "10х" (Прим.43*)
- с 1937г в СССР выпускались 45мм автоматическое зенитное орудие 49-К (ЗИК-45) и 61-К (ЗИК-37), которые делалось по образцу шведской зенитной пушки L60 "Bofors" (Прим.42*)
- "75мм зенитная пушка образца 1931г" выпускалась в СССР по лицензии немецкой фирмы "Rheinmetall". Сменив калибр 75мм на 85мм данное орудие стало называться "85мм зенитная пушка образца 1937г" (Прим.1*)
- немецкая фирма "Rheinmetall" в 1930г оказала техническую помощь в организации производства в СССР: 7,62 см зенитная пушка, 15,2 см миномет, 3,7-см противотанковая пушка (советское обозначение "37 мм. противотанковая пушка образца 1930г", производилась до 1942г и её модернизированный вариант", 45 мм. противотанковая пушка образца 1937г"), 20 мм. зенитный автомат производился в СССР по лицензии немецкой фирмы "Rheinmetall" под названием "20 мм. автоматическая зенитная и противотанковая пушка образца 1930г", 15,2-см гаубица (выпускалось в СССР под обозначением "152 мм. мортира образца 1931г, 3,7-см автоматическая зенитная пушка "61-К", созданная на основе германской пушки 3,7cm Flak 18 (Прим.6*)
- ЗИС-151 – внешне изменённая копия "Studebaker US-6"
- 24.12.30г два образца танка Кристи легально, с разрешения госдепа США, были проданы советскому "Амторгу" и вывезены в СССР (Прим.74*). За новейший же образец танка Кристи ("летающий танк" М.1932 - Прим.74*) СССР уплатило автору 20 тыс. долларов и нелегально, минуя запрет США на его вывоз, переправило вместе с чертежами в СССР, где он получил обозначение БТ-32 и на его основе выпускались танки БТ-2 (Прим.76*), БТ-5, БТ-7 (Прим.41*, 74* и 1*)
- БТР-40 - советская копия американского бронетранспортера "Scout Car" M3A1 (Прим.40*)
- в 1933-34гг советские моторостроители ХТЗ в Германии выбрали мотор "BMW" мощностью 500 л\с, который затем по лицензии производился в СССР как двигатель М-17т для установки на танках Т-28 (Прим.38*)
- французский авиационный карбюратор "Зенит" 60DCJ производился в СССР как К-17 (Прим.37*)
- финский судовой двигатель "Sulzer" на 800 л\с выпускался в СССР без лицензии (Прим.35*)
- все советские предвоенные мотоциклы являлись копиями зарубежных аналогов: первый серийный советский мотоцикл Л-300 (он же ИЖ-7) - копия немецкого DKW Luxus-300, тяжелый байк с коляской ПМЗ-А-750 - двигатель американской Harley-Davidson и ходовая часть фирмы BMW, мотоцикл М-72 (производство началось в начале ВОВ) - точная копия немецкого BMW-R75 (Прим.36* и 20*), тяжелый мотоцикл ТИЗ-АМ600 - очередная вариация Harley-Davidson
- двигатель советского мотоцикла Л-300 был скопирован с английского (Прим.51*)
- лицензионный "Fiat" был двигателем советского автомобиля АМО (Прим.26*)
- советский автомобиль АМО-2 собирался из готовых узлов американского Autocar Dispatch SA, АМО-3 (он же ЗИС-5) – тот же АМО-2, но только собранный из отечественных деталей (Прим.31*)
- пистолет ТТ (тульский Токарева) - не самая удачная реплика американского Colt М1911
- пистолет Макарова (ПМ) создан на базе пистолета "Walter"- РР (Pistole Polizei) (Прим.12*)
- первые советские противотанковые ружья появились в битве под Москвой и были копиями немецкого ПТР образца 1939г (Прим.18*)
- оружейный прицел Д-3 - точная копия немецкого аналога фирмы "Zeiss", производимого с 1927г на первых отечественных заводах по производству качественной оптики, ставших результатом подписания договора о дружбе и сотрудничестве между СССР и Германией в апреле 1926г (Прим.27*)
- в 20-е годы 20 века на Подольском патронном заводе под Москвой было налажено производство точной копии немецкого маузеровского патрона 7,63х25мм (Прим.48*)
- впервые воровством пришлось заниматься, когда в 1919г будущему знаменитому авиаконструктору Ильюшину было поручено разобрать и перевезти сбитый ранее самолет "Avro-504" с мотором "Рено" французского производства в Москву, где с него сняли чертежи и начали массовое производство под названием У-1 (Прим.2* и 28*)
- советский самолет КР-1 (корабельный разведчик-первый) - поставлявшийся на экспорт в СССР немецкий самолет HD.55 (Прим.55* и 66*)
- немецкий самолет "Storch" в 1940г в СССР стал ОКА-38 "Аист" ШС (штабной самолет) (Прим.46*, 50*, 53*)
- истребитель ЛаГГ-3 фактически являлся ухудшенной советской копией "Messerschmitt" Bf-109, созданной ОКБ Лавочкина в конце 1939 – начале 1940г (Прим.30*)
- Junkers W33 в СССР, как ПС-4 выпускался в Иркутске (Прим.72*)
- самолет ПС-84 (он же Ли-2) - лицензионный вариант американского транспортного Douglas DC-3-186 ("Dacota") (Прим.1*, 29*,32*,77*)
- многоцелевой военный самолет Р-1, скопированный в 1923г без всякой лицензии, английский самолет "Heviland" DH-9А (Прим.17* и 4*)
- советский истребитель И-7 с 1939г выпускался по лицензии фирмы "Heinkel" на немецкий самолет HD.37 (Прим.55* и 67*)
- лицензия на французские истребители "Coudron" С-690 и С-713 была закуплена СССР в 1937г (Прим.24*)
- советский самолёт ПС-43 (военный вариант - БШ-1) - это выпускаемый по лицензии V-11G "Voltee" производства США
- летающая лодка "Савойя - 62бис" с 1932г по лицензии выпускалась в СССР под обозначением МБР-4 (Прим.14*,11*,66*)
- в США была закуплена лицензия на амфибию "Сикорский С-43а"
- в 1936г СССР приобрело у США лицензию на производство летающей лодки "Martin" 156 (Прим.51*)
- гидросамолет PBY-1 "Catalina" американской фирмы "Consolidated" выпускалась в СССР по лицензии до конца 1940г, как ГСТ для ВВС ВМФ и как МП-7 для гражданской авиации (Прим.37*,5*,68*,77*)
- ГПД-6 - основной советский десантный парашют в начале войны, представлял собой лицензионный американский "Irvin", первоначально предназначавшийся для экипажей самолетов (Прим.29* и 34*)
- SCR-695 (ответчик "свой-чужой") с американского самолета В-29 стал прототипом отечественного аналога (Прим.25*)
- в 1945г в СССР вынуждено сели три американских В-29 "Stratofortress", их экипажи были интернированы, а самолеты, два из которых, были разобраны для дальнейшего копирования и производства в СССР в качестве бомбардировщика Ту-4, а один остался в качестве эталона (Прим.21*,59*,62*)
- автопилот АВП-12 выпускался по лицензии фирмы "Спарр" (США) (Прим.16*,32*,77*)
- авиационные винты изменяемого шага "Hamilton" выпускались в СССР по американской лицензии под обозначением ВИШ-2, ВИШ-3 и ВИШ-5 (Прим.16*,32*,37*,77*)
- немецкая подводная лодка "7с-серии" с 1945г стала строиться в СССР, как лодка "613 проекта" (Прим.22*)
- подводная лодка серии "М" ("Малютка") была практически идентична немецкой подводной лодке серии ІІВ (Прим.57*)
- подводная лодка тип "Д" ("Декабрист") - упрощенный "улучшенный" вариант большой итальянской субмарины типа "Balilla" (Прим.15*)
- подводные лодки "тип К" ("крейсерские") строились по украденным в 1932г советской разведкой чертежам итальянского подводного заградителя "Pietro Vicca" (Прим.15*)
- подводная лодка "тип С" ("средние") строилась в 1932г по чертежам субмарины тип "Е-1" немецкой фирмы "Дешимаг". При постройке этого типа подводных лодок также использовались чертежи немецкой субмарины тип "1А" (Прим.15*)
- авиамотор M-17 - выпускаемый по лицензии BMW-6, устанавливался на самолёты Р-1, Р-5, І-7, ТБ-1, ТБ-3, Р-6, Ант-9, танки ТБ-5 и ТБ-7, на базе этого мотора впоследствии созданы советские М-34, М-35, М-105 (Прим.5*,8*,35*)
- авиамотор М-105П, созданный на основе германского двигателя фирмы "Junkers", выпускался в СССР по лицензии с конца 30-х годов (Прим.30*)
- авиамотор М-100 (стояли на бомбардировщиках СБ) и его модификации М-100а, М-103, М-104, М-105, ВК-107...- по лицензии "Hispano-Suisa" Hs-12 (Франция) (Прим.5*,8*,77*)
- авиамотор М-25, он же РЦФ-5 (стоял на И-15) - это лицензионный американский "Wright-Cyclone" SGR-1820F3. Все последующие советские его модификации М-62, М-63, М-71, М-82 - чистое воровство удачных изменений моторов этого типа у американцев (Прим.5*,8*,32*)
- авиамотор М-85 и его модификации М-86, М-87, М-88, М-88а, М-89, М-90 - лицензионный "Гном-Рон Мистраль-Мажор К-14" (Франция) (Прим.5*,8*,35*)
- авиамотор М-4 это ещё при царизме купленная лицензия "Hispano-Suisa"
- авиамотор М-22 это французский Bristol "Jupiter-8" (Прим.5*,33*,35*)
- авиамотор М-18 - лицензионная копия французского "Lauren-Ditrich"- авиационный мотор М-5 - копия американского мотора "Liberty" (Прим.5*)
- французские авиадвигатели "Рено-4" и "Рено-6" выпускались в СССР по лицензии под соответствующим обозначением МВ-4 и МВ-6 (Прим.24*)
- с лета 1944г автоматы регулирования температуры АРТ-41 были скопированы с немецкого образца (Прим.9*)
- по итогам исследования в 1938г трофейного He-111b-1 отечественная промышленность получила предписание срочно скопировать немецкую фару, шлем с ларингофоном, (переговорное устройство СПУ-3бис) и более легкий по весу электрогенератор "Bosch" - у нас ГС-1500 (Прим.9* и 32*)
- по концессии фирма "Junkers" до 1927г изготавливала цельнометаллические разведчики Ju-20 и Ju-21 для ВВС РККА - в СССР не умели изготавливать цельнометаллические самолёты
- пневматические авиационные стартеры "Bristol" производились в СССР без лицензии
- трёхмоторный бомбардировщик "Junkers" ЮГ-1 переименовали в ПС-5 (всего было 23 самолёта, использовавшиеся в качестве бомбардировщика и торпедоносца)
- трансмиссия танка КВ-1 - украденная трансмиссия "Final Drive" А-23 (США), от которой американцы отказались за 15-20 лет до внедрения на танках КВ (Прим.7*)
- Газ-АА и Газ-А (первый советский легковой автомобиль) - сделанные по американской лицензии "Ford-АА" и "Ford-А" (Прим.61*). На базе "Ford-А" создан в СССР бронеавтомобиль ФАИ. Автомобиль Газ-М1 собирался из американских узлов и агрегатов. Его военный вариант - бронеавтомобиль БА-20. Бронеавтомобиль БА-10 выпускался на шасси "Ford- ААА" или "Chevrolet". До и вовремя войны все советские бронеавтомобили выпускались на американских шасси.
- в конце 1942г базовой машиной при создании отечественной самоходной установки послужила трофейная немецкая самоходная установка "Артштурм", получившая советское обозначение СГ-122, в дальнейшем также выпускавшаяся в СССР и на базе танка Т-3
- материалы зарубежного технологического опыта советских специалистов получали примечание "Данные этого доклада не цитировать в печати, доклад надавать иностранным специалистам, брать у сотрудников подписку о соблюдении настоящих правил" (Прим.16*)
- турбокомпрессор ТК-19 - точная копия американского аналога с двигателя Wright-Cyclone R-3350 (Прим.23*)

ПРИМЕЧАНИЯ:
(Прим.1*) - В.Алексеенко "Пара беллум"
(Прим.2*) - Н.Богданов "В небе – Гвардейский Гатчинский"
(Прим.3*) - Б.Соломонов "Торпедные катера серии Г-5" журнал "Армада" №19
(Прим.4*) - В.Котельников "Проигравший битву" журнал "Авиамастер" 1\2002
(Прим.5*) - М.Мухин "Авиапромышленность СССР в 1921-1941гг"
(Прим.6*) - А.Широкорад "Бог войны третьего рейха"
(Прим.7*) - военно-технический сборник "Невский бастион" 1\1997 (выпуск №2)
(Прим.8*) - В.Алексеенко "Советские ВВС накануне и в годы ВОВ" журнал "Авиация и Космонавтика"
(Прим.9*) - Д.Белов "Пара слов о шести рычагах" журнал "Авиамастер" 8\2006
(Прим.10*) - В.Котельников "Самолет 31" журнал "Авиация №8" 4\2000
(Прим.11*) - А.Артемьев "Самолет МБР-2 - романтическое прошлое морской авиации" журнал "Авиация №12бис"
(Прим.12*) - Р.Адам "Личное огнестрельное оружие"
(Прим.13*) - А.Морин "Эскадренные миноносцы типа "Гневный"
(Прим.14*) - В.Котельников "Летающая лодка Дорнье "Валь"
(Прим.15*) - А.Тарас "Подводные лодки второй мировой войны 1939-1945гг"
(Прим.16*) - М.Мухин статья "Амторг в журнале "Полигон" №3-лето 2000
(Прим.17*) - М.Маслов статья "Старый служака" журнал "Авиация и время" 2\2001
(Прим.18*) - статья "Удильщики"(беседа с фронтовиком-птрщиком И.С.Горбуновым) журнал "Полигон" 3\2002
(Прим.19*) - К.Кулагин "Большой флот" накануне большой войны" журнал "Флотомастер" 3\2001
(Прим.20*) - А.Драбкин "Я дрался на Т-34"
(Прим.21*) - Л.Кербер "А дело шло к войне"
(Прим.22*) - В.Балабин "Подводные лодки зарубежных проектов в отечественном флоте"
(Прим.23*) - В.Ригмант "ПЕ-8. Летающая крепость Красной Армии"
(Прим.24*) - Ю.Засыпкин "С мотором "Рено-6" "журнал "Крылья Родины" 1\2002
(Прим.25*) - И.Михелевич "Долгая дорога в небе" журнал "Крылья Родины" 9\2002
(Прим.26*) - М.Маслов "Король истребителей. Боевые истребители Поликарпова"
(Прим.27*) - Б.Линдер "Диверсанты"
(Прим.28*) - Л.Семененко "Великая Отечественная война. Как это было"
(Прим.29*) - Ю.Ненахов "Войска специального назначения во второй мировой войне"
(Прим.30*) - М.Зефиров "Корабли-цели. Противостояние люфтваффе и советского Балтийского флота"
(Прим.31*) - А.Бармин "Соколы Троцкого"
(Прим.32*) - В.Котельников "Американцы" в России"
(Прим.33*) - В.Иванов "Самолеты Н.Н.Поликарпова"
(Прим.34*) - C.Ченнык "Купола над Ак-Монаем" журнал "Военный Крым" 02\2011
(Прим.35*) - В.Августинович "Битва за скорость. Великая война авиамоторов"
(Прим.36*) - И.Мощанский "Трагедия брестской крепости"
(Прим.37*) - В.Бешанов "Летающие гробы Сталина"
(Прим.38*) - В.Галин "Политэкономия войны. Заговор Европы"
(Прим.39*) - М.Барятинский "Танковые ассы Гитлера"
(Прим.40*) - М.Барятинский "Скаут" - разведывательный бронетранспортер" журнал "Бронеколлекция №53"
(Прим.41*) - Г.Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915-2000"
(Прим.42*) - А.Широкорад "Советские зенитные автоматы" журнал "Техника и вооружение" 10\1996
(Прим.43*) - Р.Ангельский "Как один немецкий "Фау" стал вдруг русским "10х" журнал "Техника и вооружение" 8\2006
(Прим.44*) - О.Курихин "Львовские красавцы" журнал "Техника - молодежи" 11\2000
(Прим.45*) - А.Ермолов "Танковая промышленность СССР в годы ВОВ"
(Прим.46*) - А.Артемьев "Крылья сверхдержавы. Гражданская авиация России 1914-2009"
(Прим.47*) - К.Старосельцев "Катера"
(Прим.48*) - В.Христич "100 лет автоматическому маузеру" журнал "Ружье" 1-2\1997
(Прим.49*) - И.Евстратов "С "зубром" на капоте" журнал "Моделист-конструктор" 4\2009
(Прим.50*) - Д.Дональд "Боевые самолеты Люфтваффе"
(Прим.51*) - В.Котельников "Самолеты-гиганты СССР"
(Прим.52*) - А.Широкорад "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-45гг"
(Прим.53*) - С.Шунков "Танковые войска Гитлера 2МВ"
(Прим.54*) - Л.Смирнова "Всемирная история артиллерии"
(Прим.55*) - М.Маслов "Корабельные самолеты-разведчики СССР"
(Прим.56*) - А.Кириндас "Стальные кони первых пятилеток" журнал "Техника и вооружение" 2\2013
(Прим.57*) - В.Мартынов "Германская малютка Деница" журнал "М-Хобби" 6\2013
(Прим.58*) - И.Иванов "С именем "железного Феликса" журнал "Наука и жизнь" 5\2012
(Прим.59*) - Н.Якубович "Самолеты В.М.Мясищева"
(Прим.60*) - И.Мощанский "Красные разведчики. Семейство танков Т-40"
(Прим.61*) - Д.Портер "Вторая мировая - стальной вал с Востока. Советские бронетанковые войска 1939-45гг"
(Прим.62*) - "Авиация от А до Я: Ту-4" журнал "Мировая авиация" №247
(Прим.63*) - В.Мартынов "С дирижаблем на капоте" журнал "М-Хобби" 10\2013
(Прим.64*) - А.Рябков "Звезда Советской Украины" журнал "М-Хобби" 9\2013
(Прим.65*) - В.Котельников "Русские крылья Чехословакии" журнал "Авиапарк" 1\2009
(Прим.66*) - М.Дмитриев "Гидроавиация России" журнал "Техника - молодежи" 12\2013
(Прим.68*) - А.Заблотский "Гидросамолеты "Каталина" в советской морской авиации в годы войны" журнал "Наука и техника" 1\2013
(Прим.69*) - Ю.Голубовский "Повесть о настоящем автомобиле" журнал "Наука и техника" 11\2013
(Прим.70*) - А.Чернышев "Советские крейсера Великой Отечественной"
(Прим.71*) - И.Мощанский "Красные разведчики. Семейство танков Т-40"
(Прим.72*) - А.Харук "Все самолеты люфтваффе"
(Прим.73*) - В.Котельников "Заметки с выставки" журнал "Моделист-конструктор" 5\2014
(Прим.74*) - рубрика "История танкостроения": "Какие танки нам нужны" сборник "Русские танки" №4 - ЗСУ "Шилка"
(Прим.75*) - "В сравнении с противником" сборник "Русские танки" №74: БТ-7
(Прим.76*) - Ж.Рестен "Танки мира 1939-45гг"
(Прим.77*) - А.Степанов "Развитие советской авиации в предвоенный период"

Komentarai