JAV Nacionalinės žvalgybos ataskaita.
12 марта был обнародован доклад американской Национальной разведки, посвящённый анализу мировых угроз для Вашингтона. Докладчик, Джеймс Р. Клэппер, директор ведомства, особо подчеркнул в тексте, что разведка каждый день занимается обеспечением на междисциплинарном уровне защиты жизни американских граждан и интересов США на всём земном шаре.
Среди глобальных угроз в докладе выделены в первую очередь киберугрозы. По мнению разведчиков, государственные и негосударственные агенты всё более плотно засели за эксплуатацию просторов Интернета, дабы достигнуть своих стратегических целей. Рост использования кибервозможностей практически меняет нормы поведения, тес самым порождая просчёты и недоразумения, которые могут привести к непредсказуемым реакциям. В итоге американцы чувствуют, что они стоят перед новыми киберугрозами, которые имеют критическое значение для экономической и национальной безопасности страны.
В Соединённых Штатах сегодня выделяют киберугрозы двух видов: кибератаки и электронный шпионаж. Кибератака — наступательная операция, направленная на создание физического воздействия или получения доступа к управлению данными, их порче или удалению. Сюда же входят и операции по так называемому «отказу в обслуживании» и такие атаки на сети, которые вызывают физическое повреждение и выход оборудования из строя. Электронный шпионаж — вторжения в сети с целью получения важной дипломатической, военной или экономической информации.
Всё это создаёт и увеличивает риски для американской инфраструктуры.
В числе «передовых» акторов на киберфронте директор разведки упоминает мимоходом Россию и Китай, однако тут же замечает, что эти страны вряд ли пойдут на «столь разрушительное наступление против Соединённых Штатов». Упоминается в тексте и Иран.
Между тем самостоятельные государственные или негосударственные агенты могли бы развернуть менее сложные кибератаки как форму ответного удара или провокации. Эти достаточно мотивированные агенты, говорится в отчёте, могут обратить своё внимание на некоторые слабо защищённые американские сети, которые управляют основными жизнеобеспечивающими функциями, такими, к примеру, как производство электроэнергии. Джеймс Р. Клэппер допускает, что эти атаки будут возможны в течение уже двух следующих лет.
Часть отчёта посвящена так называемым «хактивистам» (hacktivists, хакерам-активистам). Говорится, что разведчики не наблюдали существенного изменения в их возможностях или намерениях в течение прошлого года. Большинство из них использует краткосрочные операции по «отказу в обслуживании» или публикует закрытую личную информацию — вот их формы политического протеста. В принципе, мистер Клэппер допускает появление более радикальных групп, нацеленных на системные воздействия — такие, как разрушение финансовых сетей.
В следующей главе отчёта речь идёт о терроризме и межнациональной организованной преступности.
Клэппер считает, что террористические угрозы сегодня находятся в переходном периоде: глобальная переменная джихадистского движения становится всё более и более децентрализованной. Кроме того, «арабская весна» сгенерировала выброс угроз американским интересам. Эта область опасности, вероятно, будет сохраняться до тех пор, пока власть после политических переворотов не стабилизируется и силы безопасности не вернут свои возможности по обеспечению порядка. США стоит и перед неопределёнными угрозами от Ирана и ливанской «Хизбаллы», которые считают Соединённые Штаты и Израиль основными противниками.
Угрожающим актором является здесь и «Аль-Каида»: эта группировка продолжает корректировать свою тактику, методы и действия, направленные против Запада. Указывается, что в 2011 году «Аль-Каида» и её филиалы сыграли небольшую роль в бунтах на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Правда, за исключением AQAP (организации, действующей на Аравийском полуострове), её группировки не сумели использовать события в своих интересах. Зато появление новых или переходных правительств в Египте, Тунисе, Йемене и Ливии, а теперь и продолжающиеся волнения в Сирии и Мали, дали возможности этим филиалам организовать атаки на американские интересы. Рассредоточенная и децентрализованная природа террористических сетей создают немалые угрозы США и Западу в целом —причём непредсказуемые. Вот последние примеры: атака 2012 г. на американское консульство в Бенгази; события 2013 г. в Алжире.
Межнациональная организованная преступность страшит американцев незаконным оборотом наркотиков. Тут в первую очередь называется Мексика, за которой по пятам следует Колумбия. Торговля наркотиками подрывает американские интересы и за границей; например, она подрывает стабильность в Западной и Северной Африке и остаётся существенным источником дохода для «Талибана» в Афганистане. Так говорится в докладе.
В числе серьёзных опасностей называется торговля людьми. Президент Обама, указывает докладчик, недавно отметил, что более 20 миллионов человек продано во всём мире.
Следующей угрозой Америке считается наращивание в мире оружия массового поражения. Разведывательное ведомство сосредоточено на угрозах и дестабилизирующих действиях от распространения ядерного оружия, быстром увеличении угроз химической и биологической войны (CBW) и разработке систем доставки оружия массового поражения. В этом разделе в числе прочего отмечается, что биологические и химические материалы и технологии, почти всегда двойного назначения, легко входят в экономику.
Здесь в качестве носителей угроз называются Иран и Северная Корея, разрабатывающие оружие массового поражения.
Касательно ИРИ главный американский разведчик заявляет: по оценке, Иран может разработать ядерное оружие для обеспечения своей безопасности, престижа на международной арене и регионального влияния. Вместе с тем Нацразведка не знает, решит ли Иран в конечном счёте создавать ядерное оружие.
Технические достижения Ирана говорят о том, что эта страна имеет научные, технические и индустриальные возможности в конечном итоге произвести ядерное оружие. Нужно лишь политическое желание. Особо значительные успехи на урановом поприще Иран сделал в течение прошлого года, и это улучшило его позиции для возможного производства оружейного урана (WGU). Несмотря на этот прогресс, разведчики считают, что Иран не в состоянии произвести оружия на основе WGU прежде, чем эта его деятельность будет засечена.
Иранские баллистические ракеты способны доставить оружие массового поражения. Тегеран рассматривает своё ракетное вооружение как неотъемлемую часть стратегии удержания, а в случае необходимости и ответа против атакующих сил в регионе, включая и силы американские.
Что касается ядерного оружия Северной Кореи и её ракетных программ, то КНДР — серьёзная угроза для Соединённых Штатов и для безопасности в Восточной Азии. Разведчики полагают, что Северная Корея может начать экспортировать ядерные технологии. В качестве получателей «товара» называются Иран и Сирия.
Сирия сама по себе — угроза. Директор Национальной разведки США заявляет, что эта страна имеет активную программу химической войны (CW) и поддерживает в надлежащем состоянии запасы зарина, VX и других отравляющих веществ. Заявляется, что программу CW «осаждённый режим» может использовать против сирийского народа. Кроме того, группировки или отдельные люди в Сирии могут получить доступ к компонентам химического оружия. В докладе указывается, что Соединённые Штаты и их союзники контролируют сирийские запасы химических средств.
Следующей угрозой США является деятельность иностранных контрразведок. Иностранные разведывательные службы, наряду с террористическими группами, межнациональными преступными организациями и другими негосударственными агентами, охотятся за национальной секретной информацией и приобретают её, чем подрывают экономические и технологические преимущества США. Иностранцы используют традиционные методы электронного шпионажа и инновационные технические средства, применение которых растёт пугающими темпами.
Среди основных иностранных «угроженцев» автор доклада выделяет Россию и Китай. Они — наиболее мощные и агрессивные практики экономического электронного шпионажа, осуществляемого против Соединённых Штатов. Противостоять подобным иностранным угрозам — высший приоритет для Нацразведки в течение текущего года.
В качестве мировых угроз выделена и водная проблема. Существуют риски нехватки пресной воды или её низкого качества. Северная Африка, Ближний Восток и Южная Азия стоят перед специфическими трудностями, порождёнными водными проблемами. Нехватка подходящей воды — путь к дестабилизации в тех странах, у которых нет механизмов управления, финансовых ресурсов или технической способности решить их внутренние проблемы с водой. Некоторые государства имеют сильную зависимость от речной воды; неразрешённые проблемы здесь связаны с совместным использованием воды, что порождает конфликты.
Правда, исторически напряжённые отношения из-за воды привели к большему количеству соглашений по совместному использованию воды, нежели конфликтов.
Тем не менее, нехватка воды и её загрязнение повредят функционированию экономики важных американских торговых партнёров, сказано в тексте доклада. В некоторых странах нехватка воды уже оказывают влияние на производство электроэнергии, и частые засухи подрывают долгосрочные планы увеличить выход гидроэлектроэнергии. С изменением климата эти условия продолжат ухудшаться.
Касательно полезных ископаемых Нацразведку пугает «монополия» Китая на редкоземельные элементы (REE). Именно они — основа для гражданской и военной техники XXI века, включая разработку «зелёных» технологий и передовых систем обороны. Китай держит явную монополию по мировым поставкам REE (приблизительно 95 процентов). Китай также продолжит доминировать в выпуске продукции самых редких и дорогих REE («тяжёлых»), которые важны как раз в производстве систем обороны.
Энергоресурсам посвящён следующий раздел доклада. Отмечается, что цены на нефть останутся очень чувствительными к политической нестабильности на Ближнем Востоке, напряжённым отношениям с Ираном и глобальному экономическому росту. В текущем году разведчики прогнозируют рост нефтедобычи в Северной Америки и Ираке. А вот поставки некоторых основных производителей, вероятно, будут переживать застой или даже уменьшатся — из-за политики, которая отталкивает инвестиции.
Отмечаются в докладе и демографические тенденции, которые тоже кажутся разведчикам угрозами Америке. К 2030 году население мира увеличится с 7,1 миллиарда до приблизительно 8,3 миллиарда человек. Из них средний класс расширится с 1 миллиарда до 2 с лишним миллиардов. Доля городского населения вырастет с 50 процентов до 60 процентов, что повысит и без того «интенсивное» давление на водные и продовольственные ресурсы, на полезные ископаемые и энергию.
Особенной проблемой разведчики считают так называемые «массовые злодеяния». В качестве примера приводятся конфликты в Дарфуре (Судан) и на востоке Конго (Киншаса). Далее в списке стоит Сирия. Там, указано в докладе, десятки тысяч гражданских лиц были убиты в течение двух лет. Сирия в докладе выставлена как пример «массового злодеяния» — как образец того, что правящие тираны могут применить силу против гражданских лиц для сохранения или утверждения своей власти.
В другой главе доклада рассматриваются потенциальные региональные угрозы США.
Здесь говорится о следующих очагах нестабильности: Египте, Сирии, Иране, Ираке, Йемене, Ливане, Ливии, Афганистане, Пакистане, Индии, Судане и Южном Судане, Сомали, Мали, Нигерии, странах Центральной Африки, Китае (ему посвящён особенный обширный раздел) и Северной Корее. Пересказать вкратце анализ угроз, исходящих от этих стран, не представляется возможным.
Затем докладчик переходит к России. Ей посвящён раздел не меньше китайского.
Главный разведчик США считает, что в течение текущего года демократическая политическая система России будет испытывать «напряжённость». Кремлю придётся иметь дело с ростом социального недовольства. Общество будет бурлить. Политическая система в РФ, считает Нацразведка, испытывает недостаток в любом реальном плюрализме и страдает от плохого и произвольного управления и эпидемии коррупции. Экономика России — «застойна». Всё это создаст российскому президенту Владимиру Путину огромные проблемы, куда большие, нежели те, с которыми он сталкивался во время своих двух предыдущих президентских сроков.
Отмечается, что «рокировка» Медведева — Путина породила наибольшие политические протесты, которые Россия видела, начиная с распада Советского Союза. Несмотря на эти беспрецедентные протесты, российский лидер продемонстрировал, что он решил сохранить имеющуюся систему. После первоначального признания демонстраций и предложения нескольких политических реформ в надежде на разделение оппозиции, Кремль взял за основу более агрессивный подход. Он принял меры по ограничению действий оппозиции: преследование оппозиционеров и использование законодательного и судебного противостояния и запугивания противников.
Во внешней политике Москвы докладчик не видит грядущих отклонений от текущего курса. Путин, говорится в тексте, чувствителен к любой американской критике российских внутренних политических действий: он ощущает их как вмешательство во внутренние дела России.
Щекотливой темой для России останется ПРО. Российские лидеры осторожны потому, что полагают: в конечном счёте американский «ракетный экран» приведёт к созданию такой системы, которая даст возможность Соединённым Штатам «подрезать» российские возможности сдерживания ядерного противника и нанесения ответного удара. Российские лидеры видят американские планы ЕвроПРО как серьёзные угрозы для их основных интересов национальной безопасности. Кремль продолжит требовать от Соединённых Штатов и их партнёров по НАТО гарантий ненаправленности системы против России.
В сирийском вопросе, отмечается в докладе, Россия, вероятно, останется крепким орешком. Кремль будет стоять на предотвращении военного вмешательства, имеющего целью сокрушение режима Асада. Москва обеспокоена ливийским прецедентом, говорит Клэппер, и полагает, что Запад следует политике свержения режимов с целью дестабилизации региона, что может использоваться и против самой России. Русские указывают на активизацию «Братьев-мусульман» в Египте, на террористические атаки на американских дипломатов в Ливии и считают это доказательством своих умозаключений.
Москва вряд ли изменит свой дипломатический подход к ядерной программе Ирана, указывается далее. Россия утверждает, что меры по укреплению доверия — лучший способ убедить Иран сотрудничать с МАГАТЭ.
Несмотря на разногласия относительно ракетной обороны, проблем ядерной программы Ирана и сирийский вопрос, Москва поддерживает военные действия НАТО в Афганистане. Однако Россия с подозрением относится к американским планам в Афганистане и опасается любых американских усилий по поддержке небольшого военного присутствия после 2014 г. без мандата ООН.
Хотя двусторонние отношения с США останутся важными для России, Москва, наиболее вероятно, сосредоточит свои усилия по внешней политике на укреплении своего влияния в государствах прежнего СССР, связывая их посредством инициативы по азиатской интеграции: Таможенный союз России и Казахстана или Евразийский союз, предложенный Путиным. (Так в тексте).
Что касается вооружённых сил России, то с конца 2008 Кремль проводит всестороннюю военную реформу и программу модернизации. Этот план, считают американские разведчики, представляет радикальный разрыв с историческим советским подходом к человеческим ресурсам, структуре сил и их обучению. Теперь Москва нацеливается на долгосрочное перевооружение и профессионализацию. Мешают реформам бюрократические и культурные препятствия наряду с необходимостью поддержания военно-промышленной базы, которая ухудшилась за последние десятилетия.
Далее в докладе идёт речь о странах — бывших республиках СССР.
У Грузии, по мнению Клэппера, после победы там на выборах Иванишвили, могут нормализоваться отношения с Россией. Правда, Грузия стоит на пороге политического перехода и оттого повышенного риска внутренней политической нестабильности.
Противостояние между Арменией и Азербайджаном из-за «занятой армянами области Нагорный Карабах» (так в тексте) — ещё одна потенциальная «точка воспламенения».
Угроза неустойчивости есть и в государствах Средней Азии.
В Белоруссии товарищ Лукашенко выдержал экономический кризис. Корректирующие меры и финансовая помощь из России ослабили некоторые из более пагубных последствий этого кризиса. Движение оппозиции там прекратились. Тем не менее разведчики обещают Лукашенко новый кризис в 2013 году.
Что касается Украины, то при президенте Януковиче она, по мнению докладчика, «дрейфует к авторитаризму». Парламентские выборы в октябре 2012 г. далеко не соответствовали западным стандартам свободных и справедливых выборов, что расценивается автором доклада как шаг назад от предшествовавших украинских выборов. Не нравится Нацразведке и дело Тимошенко. Кроме того, недостаток «структурных экономических реформ» вкупе «с сомнительным финансовым положением», по мнению докладчика, увеличивает риск экономического кризиса в 2013 году.
Из других стран, на которые обратили внимание разведчики, необходимо остановиться на Венесуэле и Кубе.
После смерти Чавеса венесуэльское правительство, как прогнозируется в докладе, столкнётся с последствиями всё более и более ухудшающейся деловой среды и усиления макроэкономической неустойчивости. Долговые обязательства будут съедать львиную долю доходов от добычи нефти, даже если цены на неё останутся высокими. В стране будет расти преступность.
Рауль Кастро на Кубе продолжит осторожный курс экономических реформ, направленных на уменьшение прямой роли государства в экономике, но сохранит социализм и свой режим. Со смертью «патрона» Уго Чавеса лидеры Кубы пытаются срочно привлечь партнёров для получения иностранных инвестиций.
Обозревал и переводил Олег Чувакин
Komentarai
Rašyti komentarą