Paglostė savimeilę?

О грустном. Удивляюсь в Литве тому, чему удивляться не должен…


Литва и Азербайджан почти одновременно вышли из состава Советского Союза. За истекшие десятки лет Вильнюс успел войти в состав Евросоюза, Баку продолжает решать карабахскую проблему.
В Азербайджане проживает около девяти миллионов человек. В Литве около трех с половиной. Мы много говорим о том, что нам надо развивать туризм и вроде что-то пытаемся для этого делать. В Литве туризм просто развивают.
Мы гордимся своим историческим прошлым, показываем гостям Девичью Башню, Ичеришехер, бывшую Торговую и т.д., параллельно меняя город до неузнаваемости. Литва умудряется беречь все ценное и красивое, как-то ненавязчиво строя новое. Бережное отношение к своей архитектуре тут прочитывается на каждой улице.
Да, в Литве нет нефти. В этой стране нет таких денег, какие есть у нас. Даже близко нет. И возможно, в этом их счастье. Хотя, даже если бы они у них были, мне почему-то кажется, они - литовцы, распорядились бы ими - деньгами, несколько иначе, чем мы.
Все, чему я удивляюсь в Литве, я вообще-то удивляться не должен. И я уверен, скажи я литовцам о том, чему именно я удивляюсь у них, они бы уж точно удивились моему удивлению.
Выбросить мусор на улицу, из окна автобуса или автомобиля - это норма. Для нас это норма. Ветер все сносит. Уборщица все уберет. Ей ведь за это платят деньги. Норма. Открыть сигаретную пачку и выбросить мусор в урну? Зачем. Тут сразу прямо перед собой на тротуар. А урна? Она ведь не всегда рядом. До нее дойти, ее искать. Да ну?..

1. Первое на что, я обратил внимание в Литве - в Клайпеде, Паланге, Ниде - не важно где, это чистота улиц. Они чистые не потому, что там так тщательно работают уборщики. Они чистые, потому что люди заботятся о своем городе, не позволяют себе то, что для нас норма. Я реально, ребята. За те дни, что я нахожусь в Литве, мусора на улицах почти не видел. Не замечал. Хотя специально присматривался и присматриваюсь постоянно.

2. Мне очень нравится то, как одеваются литовцы. Да, они одеты не так богато, как одеваются многие бакинцы. Зато куда стильнее и моднее. На них просто приятно смотреть.
Вкус
Он ведь есть у нас. Он ведь в нас заложен. Но почему мы позволяем себе поддаваться на моду, которую в большинстве своем у нас диктуют люди, этого самого вкуса напрочь лишены? Почему так важно украсить себя золотом, одеть обязательно что-то такое, чтобы проходящие рядом люди тут же поняли: «Ооо, это бренд на ней!». Почему у нас так много черного и серого в одежде?

3. Складывается ощущение, что в Литве нет полицейских. На самом деле они конечно есть. Просто их не видно. Они не бросаются в глаза, не выпячивают свою принадлежность. Не орут на улицах, не свистят в свистки и громкоговорители. Я не увидел ни одного пузатого полисмена. Все они аккуратные, стройные, вежливые. И я хочу нам таких же…

4. Вежливые у них не только полицейские. Люди в Литве в принципе вежливые, культурные, отзывчивые. Плохо говоря по-русски, они тем не менее, приложат все усилия, вспомнят весь запас слов, чтобы объяснить тебе дорогу, а не пошлют куда подальше. Мне попадались люди, которые не знали ни русского, ни английского, но все равно пытались показать дорогу на литовском, что-то там объясняя и жестикулируя.

5. Мне нравится в литовцах (в данном случае имею ввиду жителей Литвы, вне зависимости от национальности) конкретика, четкость, пунктуальность. Если кто-то говорит о том, что он будет на месте через пять минут, то он будет там через пять минут, а не через полчаса, с чем нередко сталкиваешься у нас.

6. Мне нравится в них простота. Я просто брал интервью у мэров городов Литвы, у министров, у премьер-министра, не говоря уже о депутатах, политологах и т.д. И все это либо по мейлу, либо по телефону. Все это еще из Баку. Кто из азербайджанских министров, глав ИВ вот так просто после единично обращения по мейлу посредством пресс-службы или напрямую, согласится дать интервью, оставив свой мобильный номер?.. Коллеги знают. Это не реально.

7. За последние дни я много ездил по Литве, посетил несколько городов. Но я, не поверите, ни разу не услышал сигнала автомобиля, ни разу не увидел, чтобы кто-то кого-то обогнал или подрезал, нарушил правило. Рейсовые междугородние автобусы отправляются в путь четко по графику, даже если не наберут ни одного пассажира. Пустая, совершенно пустая ровная дорога, тем не менее, не повод для водителя гнать автомобиль на запредельной скорости. Если на дороге максимальная скорость обозначена в 70 км в час, он будет ездить именно так. Хотя, повторю, ни полицейских, ни автомобилей, никого и ничего, что бы могло помешать ему разогнаться и приехать в пункт назначения куда раньше.
А знаки на дорогах? Они повсюду, они везде. Дорога буквально разговаривает с тобой, обращая внимание и объясняя все до мелочей.

8. Меня поразили пляжи Паланги - летней столицы Литвы, с населением в неполных 20 тысяч человек, но способной принять до полумиллиона туристов в летние месяцы. Километры чистейшего песка и никакого мусора - ни сигаретного бычка, ни конфешки или сигаретной пачки, засохшей корки дыни и т.д. Чистота. А главное никто даже не думает о том, чтобы огородить часть пляжа и сделать из этой самой части территорию платного пляжа, соорудить ресторан, кафе и т.д. Ничего такого. Приходи, загорай, купайся - все общее, все бесплатно, все чисто. Всё для всех…

В общем, ребята, грустно мне. Грустно от того, что приходится удивлять и писать казалось бы о простых вещах, о том, что для нас должно быть нормой. Грустно, когда после небольшого перерыва, вновь открываешь наши СМИ, и ощущение, что у тебя нескончаемый день сурка - те же лица, те же заявления, та же бравада, те же предложения либо оценка депутатов и т.д.
И понимаешь, что проблема в нас самих. У нас ведь вроде все это было…И культура поведения в общественном транспорте, и милые, добрые лица, и услужливые полицейские (тоже были когда-то) и желание видеть свой город самым лучшим и чистым, и интеллект большинства депутатов, он ведь тоже наверное когда-то был…

Где это все, а главное, как это возродить?..

Komentarai